Человеческий капитал
(human capital), умение и мастерство, общее или спец. приобретенное человеком в ходе проф. подготовки и производственного опыта. Согласно концепции, изложенной Г. Беккером в кн. Человеческий капитал (1965), заработная плата в какой-то мере отражает прибыль на Ч.к.; эта концепция была использована для объяснения больших различий в зарплате людей, выполняющих, казалось бы, одинаковую работу. Идея Ч.к. оказала огромное влияние на дебаты об образовании и на рынок труда. Проблема заключается в трудности измерения прибыли от Ч.к. Так, прибыль отд. лиц может выражаться, напр., в доп. заработках и растущих в зависимости от кач-ва образования возможностях получить работу. Многочисл. исследования показали, что в развивающихся странах норма прибыли от образования значит, превышает 10%; как правило, наибольшую прибыль дает нач. образование, ее самые высокие показатели отмечены в беднейших странах. Однако эти подсчеты, возможно, преувеличивают обществ, значимость такой прибыли, поскольку образование не только обеспечивает вложение в произ-во капитала в виде знаний и квалификации, но и играет роль сита, позволяющего работодателю выбирать более одаренных и подходящих ему людей. Однако образование имеет и др., не измеряемые в денежном выражении, плюсы - социальные. Напр., женское образование способствует улучшению здоровья и питания детей и обычно влечет за собой меньшие размеры семьи.